Галина Филатовна Зубкова

Врач высшей категории.                                                       

 Врач психотерапевт.                                                               

  8-952-156-1430   Эл.почта  zgf@mail.ru

«Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания».

(определение ВОЗ)

                        Врач с 20 летним стажем работы в стационаре.

            За время работы в отделении неоднократно приходилось замечать наличие взаимосвязи между болезнью и внутренним психическим состоянием человека. С 2000 года расширила познание о человеке, занимаясь психологией.

Многолетняя работа врачом позволила понять несколько важных моментов в жизни людей.

1. Обращает внимание, что заболеванию обычно предшествует состояние напряжения, состояние дискомфорта во внутреннем мире человека, что болезнь не приходит одна, и отсюда выражение «где тонко, там и рвется». Человек живет по привычке: взваливает на себя чрезмерно много или откладывает отдых (отпуск) раз за разом или испытывает череду лишений. Возможно, заболеванию предшествует совокупность причин.

Человек при обращении к врачу при помощи уточняющих вопросов вспоминает,   что первые изменения в организме (симптомы) появились не в момент обращения, а гораздо раньше. Изначально симптомы обычно кратковременны,  проходили самостоятельно. В молодом возрасте люди увлечены и не придают этому внимания.

 Симптомы заболевания могут иметь различный характер: подъемы артериального давления (АД)  или нестабильность АД, может быть  сердцебиение или головные боли, это может быть кашель или дискомфорт в желудке  или кишечнике. Бывают симптомы, которые не связаны с какими либо органами: нарушение сна (сонливость или бессонница), пониженное настроение, чувство вины или ощущение тревоги, может быть недовольство своим внешним видом или своим поведением. 

2. Симптом обычно порождает другой, страдание становится более длительным. При учащении эпизодов и увеличении времени нездоровья люди обращаются к врачу. Удается концентрироваться на истории симптомов, выясняются некоторые похожие проблемы в детстве. Проводится лечение, человек освобождается от симптомов. Через некоторое время  происходит повторение, которое сначала бывает 1-2 раза в год, затем чаще. Врач усиливает лечение, проводит профилактические курсы лечения, но заболевание прогрессирует, развивается хроническая форма болезни.

3. Здесь разочарование невозможно скрыть. Хочется найти причину. Как это произошло? Как врачи не смогли предупредить заболевание? Появляется обида, потребность обвинять в своем заболевании других. Но что же произошло? Как человек научился не чувствовать и не понимать своего поведения, не понимать себя? Вопрос остается открытым.

4. Приходится консультироваться с другими специалистами (полагая, что наблюдавший —  не компетентен и упустил время), радоваться тому, что нашелся хороший доктор, что спас и вылечил от заболевания, но приходит понимание, что это —  парадокс. Оказывается, что ситуация временно контролируется. Врач требует строго выполнения предписаний и употребления лекарственных препаратов и со временем ссылается на то, что заболевание прогрессирует, как-бы «стареет» и избежать осложнений его не возможно. Важно достигать ремиссии заболевания и смиряться с осложнениями.

5. Отмечается и заметное непонимание заключения специалиста в то время, когда человек приходит с многочисленными симптомами к врачу, он плохо себя чувствует, а врач отвечает, что все хорошо, что анализы в норме, что это симуляция. Это заставляет чувствовать себя  очень оскорбленным. Где и в чем выход из создавшейся ситуации?

6. В 70-90 годах при лечении некоторых заболеваний, например, язвенной болезни, ЛОР патологии проводилось комплексным включающим в себя седативную (успокаивающую) терапию и физиолечение зачастую применялось с целью снять психологическое напряжение, что давало неплохие результаты.

 7. С 90 годов применяется новая методика лечения бронхиальной астмы. Аксеомой ставится тезис о необходимости слаженной работы трех  участников: астматолог, психолог и сам пациент. Стали организовывать астма-школы. Со временем хорошая идея сломалась и изменилась на практике. Пациент остался с астматологом, эмоциональная составляющая человека не берется во внимание. Специалист дает советы, что расстраиваться нельзя, курить нельзя, вредные привычки исключить, соблюдать режим труда и отдыха. А как это сделать? Книжку можно бережно хранить, а человек живет эмоциями, есть излюбленные, привитые с детства эмоции и нет кнопочки чтобы их  дозировать или переключать. Эмоции и вызывают порой спонтанные, нежелательные телесные изменения  (подъем АД, появление удушья, увеличение сахара крови, головные боли, или тривиальное повышение температуры и не только). Человек сам пытается справиться с собой, прилагая усилия воли, нет, не любви, а усилия борьбы и силы. Как бы не замечая, что только любовь дает благородную почву.

8.  В нашей стране задекларировано  всеобщее среднее образование. Мы считаем себя образованными людьми. Знаем мы и древнегреческих мыслителей. Многие слышали изречение:  «Тело не болит отдельно и независимо от души» —  это  высказывание Сократа, жившего две тысячи лет назад остается актуальным по прежнему. Что в этом высказывание важное? Так это то, что человек состоит из души и тела. Это то, что тело реагирует на состояние души. Отрицательные эмоции заставляют терять здоровье. Не возможно вылечить тело не вылечив душу.

Да, у нас развита медицина. При возникновении проблем можно обратиться к врачу (хотя на первом этапе есть симптом и нет органических изменений и выход либо в острое заболевание либо расценивание симптома как симуляция). Врачуется тело, а что было изначально? Что стало причиной симптома?  Где  этот специалист который позволит понять себя, найти причину болезни? Какой специалист занимается внутренним ощущением, внутренним миром человека? Можно ли обращаться к врачу души или это слабость? Или это удел для сильных? Или  это глупость? Или удел образованных, компетентных людей? Есть разные специалисты: психиатры, психотерапевты, психологи, неврологи, невропатологи. Как найти того кто необходим, и что вызывает страх перед обращением за помощью? Наблюдая за поведением людей, замечаешь, что люди могут трепетно относится к автомобилю или к квартире, или к одежде, прическе, ногтям… Они находят личных консультантов, своих мастеров, но когда дело касается лично себя, своего ощущения, переживаний, то пользуются советами обывателей, подруг или друзей которые сами не научились быть здоровыми, которым не знакомы закономерности развития человеческого ребенка, не известны правила человеческих взаимоотношений; и хорошо если последует совет обратиться к психологу, а не определение диагноза, что все болезни от нервов (после чего приходится только доказывать, что ты не нервный).

            Каждый человек  имеет право и должен обращаться за помощью! Не смотря на отрицательное отношение обывателей.  И это нормально. Как выяснилось большей критики подвергают люди с проблемами психологического характера, которым свойственны какие-то фобии.

            У меня всегда вызывают уважение люди, справившиеся с бытующим мнением,  по взрослому относящиеся к своему состоянию, грамотно использующие достижения в психологии, позволившие обратиться к специалисту.

Считаю, что человеку нужно стремиться к улучшению качества жизни, уметь достойно преодолевать разочарования и трудности. Важно помочь человеку приобрести веру в себя, в свои силы, найти возможность в более успешном решении задач, важно помочь людям лучше понимать себя, близких людей и окружающих, позволить радоваться жизни, быть счастливее.

Продолжаю работать с людьми. Для меня важно ваше доверие, важно помочь вам приобрести внутренний комфорт, поверить в свои силы, открыть новые качества, улучшающие собственную жизнь.

Возможно, поводом для обращения могут быть следующие факторы физические, поведенческие или психические:

— закономерные, повторяющиеся головные боли, эпизодическая нестабильность артериального давления, ощущение одышки при отсутствии причин при медицинском исследовании, повторяющиеся нарушения чувствительности кожи без видимых причин по типу онемения или др. ощущений, нарушение сна;

— трудность в семейных взаимоотношениях, склонность к повторяющейся смене партнера или осторожность в выборе партнера, хроническая потребность опаздывать, острое реагирование на замечания;

— чувство вины, обида, одиночество, страх закрытого пространства или большого помещения, ревность, низкая самооценка, трудность общения, стремление узнать себя лучше.

            Профессиональное образование.

В 1987 г, окончила медицинский институт, по образованию врач, работала в стационаре, терапевтическое направление.

В 2000 г. повышение квалификации в СибГМУ по циклу «Психотерапия в общесоматической практике».

В 2000 г. повышение квалификации в СибГМУ по циклу «Психотерапия пограничных нервнопсихических расстройств и аддиктивных состояний»

В 2002 г. повышение квалификации в СибГМУ по циклу «Психотерапия»

В 2002 г. СибГМУ  сертификат по специальности «Психотерапия»

В 2002 г. повышение квалификации в Новосибирске в Институте семейной терапии по семейному консультированию

2006 г. повышение квалификации в Институте психотерапии и клинической психологии г. Москвы по теме «Психотерапия игровой и компьютерной зависимости»

2015 г. Общероссийская профессиональная лига по психотерапии в Москве, образовательный курс, соответствующий образовательной программе Национального сертификата консультанта Европейского и Всемирного сертификата психотерапевта по программе «Психоаналитическое консультирование»

2015-2017 г. ТГУ, защита диплома клиническая психология, направление «Психоаналитическое консультирование».