Когда нам делают замечание,мы испытываем неприятные чувства. Не испытываем неприятные чувства, если замечание делается только по поводу поведения и в определенной ситуации. Например: шумим в библиотеке, и нам делают замечание — потише! мы прислушиваемся к замечанию и меняем своё поведение. А вот если замечание касается нашей личности или наших чувств, мы теряемся, закрываемся, нам трудно сразу отреагировать.
Если сразу мы не отреагировать в ситуации, мы начинаем прокручивать ситуацию в своей голове. Долго обдумываем и проигрываем, надо было так сказать, а лучше вот так. Или долго копаемся в себе, почему эта ситуация со мной произошла, что со мной не так.
Нужно научиться реагировать сразу и завершать ситуацию здесь и сейчас.
Способов научиться реагировать много, рассмотрим один из способов.
Вспомните две ситуации из жизни, когда вам делали замечание. Опишите на листочке, действующих лиц и что происходило в ситуациях.
Первое, подумайте, что хотел, какая цель была у человека, когда он делал вам замечание.
Нужно понимать, видеть зачем человек делает замечание, истинную цель. Библиотекарь делает замечание, чтобы напомнить правила и создать тишину и комфорт для всех в библиотеке. В такой ситуации можно сказать, я вас услышал, извините и поменять поведение и говорить тише.
А если человек хочет повысить самооценку за счёт вас, или раздражён и хочет слить раздражение на вас. Нужно ответить так, чтобы не дать слить раздражение на себя. Можно ответить, находясь в разных позициях.
Агрессивная позиция: сама орёшь, чё тебе надо, чёёё
Пассивно-агрессивная позиция: все орут, у вас уже было громко, кому-нибудь говорите а мне не надо.
Пассивная позиция: промолчать, проглотить, промямлить.
Уверенная позиция: хорошо, простатите, я вас услышал.
Как вы думаете, что хотел, какая цель была у человека, когда он делал вам замечание, в ситуациях записанных на листочке.
Представьте себя во всех четырёх позициях, подумайте, что бы вы ответили в каждой позиции, проговорите вслух, придуманные слова. Запишите на листочке ваши варианты.
Второй важный момент. Слова имеют силу, когда наполнены эмоцией.
Эмоцией уверенность, можно наполнить слова, если замечание необоснованное. Вспомните себя в тех ситуациях. Подумайте, обоснованное или необоснованное было замечание. Если вы уверены, что необоснованное, представьте себя уверенным, как вы бы чувствовали свою уверенность. Когда почувствуете уверенность, проговорите слова из каждой позиции уверенно.
Таким способом тренируется новый навык, образуются новые нейронные дорожки в голове. И в ситуации, вы уже будете по-другому реагировать. Возможно, будут моменты, когда вы всё таки не сразу отреагируете, тогда сразу проработайте ситуацию по схеме и вы будете быстрее и быстрее реагировать.
Третий важный момент. Такие ситуации, могут быть точками личностного роста. Проанализируйте себя в ситуациях, что чувствовали, какие в голове были мысли, были ли ещё похожие ситуации, или вы в подобных ситуациях реагируете одинаково, или одинаково не реагируете.
Анализируя себя, можно понять, осознать и проработать паттерн поведения, установки, сценарии, ограничивающие убеждения, искажённое восприятие себя, низкую самооценку. Например: анализируя ситуацию в библиотеке, я понимаю, что я действительно громко говорила. Почему, зачем? Понимаю, что говорила эмоционально, потому что была в напряжении из-за усталости. Понимаю, что мне нужно отдохнуть.
Четвёртый момент. Если выполняя упражнение, вы поняли, что вам трудно отвечать и реагировать в принципе, возможно вам трудно проявлять себя из-за низкой самооценки или комплекса неполноценности. Это серьёзная задача, и нужно ставить цель, восстановить самооценку и убрать комплекс неполноценности. Поговорим о способах в этой статье.
Так же трудно проявлять себя и реагировать в ситуациях, если вы не используете эмоцию злость. Об этом в статье.
Кочергина Г.И